Топливная коррекция – это процесс регулирования подачи топлива для поддержания правильного соотношения топливно-воздушной смеси, которое должно быть 14,7:1 (14,7 кг воздуха на 1 кг бензина). Эта смесь позволяет двигателю работать эффективно и стабильно на разных режимах.
Аддитивная топливная коррекция
Аддитивная топливная коррекция (долгосрочная коррекция) работает только на холостом ходу и измеряется в миллисекундах. Идеальное значение составляет 0%, но на практике допускаются отклонения плюс-минус 1-2%. Пределы её изменения варьируются от -10 до +10%.
Значение в диапазоне 5-8% допустимо как в сторону обогащения, так и обеднения смеси.
Если коррекция превышает 9%, включается лампа CHECK, что сигнализирует о критическом состоянии.
Диагностика
Если долгосрочная коррекция в плюс, проверяем:
- Подсос воздуха до камер сгорания (неплотные соединения, разрывы).
- Работу топливного насоса и других компонентов, обеспечивающих давление топлива.
- Пропускную способность топливных форсунок.
- Систему EGR.
- Показания MAF(MAP) сенсора.
Если долгосрочная коррекция в минус, проверяем:
- Подсос воздуха ДО датчика кислорода.
- Состояние воздушного фильтра.
- Показания ДМРВ и давление топлива.
Мультипликативная топливная коррекция
Мультипликативная коррекция (МК) – это безразмерный показатель, изменяющийся в диапазоне от 0,75 до 1,25. Она реагирует на значительные отклонения состава смеси от стехиометрии. Выход за пределы 0,78-1,22 приводит к включению лампы “проверь двигатель“.
Нормальные значения и диагностика
Краткосрочная коррекция относится к немедленным изменениям подачи топлива и происходит несколько раз в секунду.
Диагностика ведется по параметру “Банк 1”, где отслеживается работа кислородного датчика.
Коэффициент коррекции времени впрыска и его составляющие
Текущий коэффициент коррекции времени впрыска реагирует на постоянные колебания состава смеси. Некоторые блоки управления корректируют впрыск только на основании текущего коэффициента, а другие учитывают аддитивные и мультипликативные коэффициенты.
Коэффициент коррекции СО
Топливная смесь считается отрегулированной правильно при СО=0,8.
Коэффициент динамической коррекции УОЗ
Динамические характеристики автомобиля зависят не только от состава топливной смеси, но и от настройки коэффициента динамической коррекции угла УОЗ. В переходных режимах корректировка угла влияет на запаздывания и провалы при ускорении.
Настройка
Незначительное обогащение смеси и уменьшение коррекции угла может улучшить динамику автомобиля.
Заключение
Поддержание правильной топливной коррекции важно для эффективной работы двигателя. Регулярная диагностика и своевременное устранение неисправностей позволяют избежать серьёзных проблем и поддерживать оптимальную работу двигателя.